Профориентационная работа
Профориентация в лицее является одним из важнейших факторов дальнейшей успешной социализации выпускника и лёгкого перехода в профессиональный мир.
Цели школьной профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении.
Профориентационный минимум
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации с 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации в 6-11 классах внедряется единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум).
Профминимум - это прежде всего единый набор современных профориентационных практик и инструментов, которые доказали свою эффективность в ходе реализации проекта «Билет в будущее» и востребованность среди детей и педагогов.
Содержание Профминимума будет реализовано в общеобразовательной организации через один из трех уровней:
Базовый уровень Профминимума включает в себя 3 направления деятельности: урочная деятельность; внеурочная деятельность: курс занятий «Россия - мои горизонты»; взаимодействие с родителями.
Курс «Россия - мои горизонты» будет реализован во всех классах с 6 по 11.
Информация курса поможет ребятам познакомиться с наиболее значимыми для нашего государства отраслями экономики, познакомиться с различными перспективными профессиями и специальностями, пройти профориентационную диагностику и определить для себя наиболее интересные профессиональные сферы и направления обучения. Подробнее о Профминимуме и материалах курса педагоги, школьники и их родители могут познакомиться на платформе проекта «Билет в будущее» в разделе «Профминимум» https://bvbinfo.ru/profminimum.
На основном уровне к трем указанным направлениям деятельности добавляются «Практико-ориентированный модуль» и «Дополнительное образование».
Осваивая практико-ориентированный модуль ребята смогут посетить предприятия региона, побывать на мастер-классах и профессиональных пробах в техникумах, колледжах и вузах нашего региона. От опытных наставников узнают о важности продукции, выпускаемой предприятиями, познакомятся с представителями разных профессий, попробуют сами выполнить различные профессиональные действия.
Полезные сайты для школьников по профориентации
Атлас новых профессий https://new.atlas100.ru/
Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться в ближайшие 15–20 лет, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Навигатум https://navigatum.ru/
Федеральный образовательный проект. Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения. Для педагогов материалы для системной профориентации и для создания идеальной траектории профориентации от 3,5 лет и до 65 лет.
Проектория https://proektoria.online/
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами.
Профилум https://profilum.ru/
Сервис профессиональной навигации, помогает сориентироваться в мире новых профессий, узнать диапазон зарплат, востребованность, требуемые компетенции, подбирает варианты подходящих видов деятельности, предлагает круг профессий на основе компетенций.
Этапы профориентационной работы в школе
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (Ж/Д транспорт, МЧС, образование, медицина и т.д.). Школьным психологом, тьютером совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом, тьютером ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации СФУ «Абитуриен», организуются экскурсии, дни открытых дверей в БРМТИТ.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.