ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Советы родителям
В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное поведение или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.
Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.
Деструктивная модель поведения
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:
- вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
- не соответствует социальным нормам;
- приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
- выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
- связана с отрицательной направленностью личности;
- развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
- имеет свои собственные индивидуальные черты.
Основу модели разрушительного поведения составляют:
- отсутствие мотивации;
- неадекватность;
- дезадаптивность;
- аутичность;
- отсутствие результативности.
Причины деструктивного поведения
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.
Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.
Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
- наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
- ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
- ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
- либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Виды деструктивного поведения
В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:
- агрессивное поведение по отношению к людям;
- враждебность при общении;
- склонность к разрушению вещей;
- желание расстроить уклад жизни близких;
- отсутствие возможности испытывать эмоции;
- угроза чужой и собственной жизни.
Социально-деструктивное поведение
Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:
- Социальная и личностная дискредитация . Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
- Конкуренция . Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
- Уход от искреннего общения . Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»
Профилактика деструктивного поведения
Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.
Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.
Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:
- Поймите своего ребёнка . Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
- Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу . Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
- Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
- Решайте задачу взросления . Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
- Проявляйте меньше агрессии . Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
- Использовать телесно-ориентированный подход . Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Деструктивное поведение (синоним – девиантное) – с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. А с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или тактически сложившемся в данном обществе нормам или стандартам.
Девиантное поведение можно считать не только опасным для самой личности, но и для общества в целом.
В настоящее время девиантное поведение среди несовершеннолетних инициируется одни из таких направлений, как «скулшутинг» (нападение на учащихся и преподавателей в учебных заведениях). Основные признаки склонности к «скулшутингу»:
- интерес к группам, посвященным скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам;
- использование в качестве аватара изображения, связанного с темами скулшутинга, насилия и личности убийц;
- активное реагирование на группы и сообщества, посвящённые скулшутингу (лайки, репосты, комментарии);
- подражание скулшутерам во внешнем виде(одежда, прическа, аксессуары), в речи (ключевые фразы, лингвистические особенности), мимике, жестах;
- малое количество друзей, из которых более 70% аккаунты с признаками риска скулшутинга разного уровня;
- наличие признаков склонности к насилию, наркомании, суицидального поведения, экстремизма и терроризма;
- наличие признаков игромании;
- наличие признаков выраженной депрессии и суицидального поведения.
Существуют внутренние и внешние факторы, подталкивающие детей и подростков к «скулшутингу». Среди внешних факторов можно выделить:
- отсутствие внимания родителей к ребенку, ссоры в семье на постоянной основе;
- трудности ребенка в общении с сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
- «травля» (буллинг) – агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива или его части;
- доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;
- интерес ребенка к компьютерным играм в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующими идеологию «скулшутинга».
К внутренним факторам следует отнести:
- депрессивное состояние ребенка;
- внушаемость и ведомость ребенка;
- психические отклонения у ребенка.
На что следует обратить внимание педагогического состава в период проведения образовательного процесса:
- на учащихся с легко возбудимой психикой, быстро сменяемым настроением (если таковые смены настроения часты или постоянные);
- на их внешний вид (наличие соответствующей прически, цвет волос, предметы одежды- стиль «милитари», футболки с надписями «Wrath» 0 «Гнев, ненависть» и другие; символика националистических объединений, нашивки с надписями различных субкультур) ;
- на детей. Которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жёсткость, родители которых не интересуются жизнью, увлечениями, проблемами ребенка
- отсутствие у ребенка общения со сверстниками, либо сверстники обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи, отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни;
- администрирование, создания или участия в неформальных группах социальных сетях Интернет - пространства и тем или иным подростком. Активность в социальных сетях заключается в обсуждении и переписке со сверстниками, тематических сообществах(группах, событиях, беседах), размещения различных аудио-видеозаписей экстремистского толка.
Ключевой профилактической мерой противодействия криминальной субкультуре в образовательной организации (далее – ОО) является выполнение мероприятий, предполагающих:
- активное вовлечение детей и подростков в культурную, спортивную и общественную жизнь;
- создание условий в ОО для работы в творческих объединениях по интересам для несовершеннолетних, в том числе обучающихся с трудностями социальной адаптации;
- оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в из развитии и социальной адаптации;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также систематически (или злостно) пропускающих п неуважительным причинам занятия в ОО;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Действия педагогов:
- информировать законных представителей несовершеннолетнего о поведении их ребенка (в том числе с указанием характерных ситуаций);
- довести информацию до психолога образовательной организации, с целью проведения профилактической работы с данным учащимся;
- проинформировать руководителя (заместителя руководителя учреждения) и действовать по его указанию;
- в случае проявления агрессивного поведения несовершеннолетнего в отношении сверстников, а также педагогов, незамедлительно проинформировать сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа, председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав территориального органа;
- составить план мероприятий по противодействия распространения деструктивных субкультур с учетом специфики ОО;
- организовать Совет профилактики с участием инспектора по делам несовершеннолетних, классного руководителя, психолога, руководителя ОО, законных представителей несовершеннолетнего, для выработки дополнительных мер, направленных на недопущение деструктивного поведения (направление к психиатру, рассмотрение материалов на Комиссии по делам несовершеннолетних и др.);
- при проведении бесед с несовершеннолетними исключить упоминание о с случаях совершения так называемого «скулшутинга», террористических актов, личностей отдельных преступников, групп суицидальных направленности, в целях недопущения нежелательного внимания к данной тематике и косвенному возвышению роли преступников и самоубийц.
Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений экстремистской направленности
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя.
Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и действиям, включая использование крайних методов (насилия, террора) для достижения поставленных целей. Экстремистские действия подразделяются на совершаемые по экономическим, политическим, религиозным, националистическим, экологическим, духовным и прочим мотивам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
К примеру, ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
В Уголовном кодексе РФ указаны следующие составы преступлений экстремистской направленности:
- публичные призывы (т.е. обращения к другим лицам в любой форме) к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);
- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ);
- действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (ч.1 ст. 282 УК РФ);
Также к числу преступлений экстремистской направленности относится организация экстремистского сообщества (ст. 282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3УК РФ).
За совершение указанных преступлений в качестве максимального наказания предусмотрено лишение свободы сроком до десяти лет.
Если вы стали свидетелем размещения экстремистских или других запрещенных законом материалов, сообщите об этом в полицию.