Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» был открыт в 1987 г. как восьмилетняя школа, решением исполкома Северобайкальского городского Совета народных депутатов от 6 июня 1988 года № 106 восьмилетняя школа № 6 реорганизована в среднюю. 2 ноября 1993 года школе дан статус лицея. В целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального, основного, среднего полного общего образования Учредителем является администрация муниципального образования «город Северобайкальск». В 2022 году был произведен капитальный ремонт здания лицея. Лицей состоит из двух зданий: учебного корпуса (одноэтажное) и спортивного зала ФОТ «Парус» (двухэтажное) общей площадью 3202 м2. Снабжена следующими системами: центральное отопление, канализация, холодное водоснабжение, светодиодное освещение. Все системы находятся в хорошем состоянии. В лицее имеется столовая на 90 посадочных мест, где дети получают ежедневное горячее питание, работает библиотека, медицинский кабинет. Общая площадь земельного участка составляет 8577 м2. На территории земельного участка располагается футбольное поле с искусственным покрытием. Земельный участок по периметру огорожен забором.
Конструктивные особенности зданий МАОУ «Лицей №6» г. Северобайкальска: здание в капитальном исполнении предусматривает наличие пандусов и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нескользящие керамогранитные плитки, входные и противопожарные двери открываются наружу и имеют ширину от 900 до1500 мм, отсутствие порогов и перепадов внутри школы, а также в переходах и при входе в школу дает возможность беспрепятственного передвижения. Туалет для лиц с ограниченными возможностями МГН оснащен поручнями, кнопкой экстренного вызова. |
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо из числа педагогических работников.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду соблюдается дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина у входной двери без порога. Также имеется свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
Парта ребенка со слабым зрением находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: биологии, химии, информатики, физики, географии, лаборатории при кабинетах физики, химии, биологии, информатики. Лаборатории при кабинетах оснащены необходимым оборудованием для проведения демонстрационных опытов и практических работ. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах: биологии, химии, информатики, физики, географии.
Учебные кабинеты оборудованы телевизорами и интерактивными досками.
Лабораторное оборудование позволяет работать, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Ученические столы кабинетов физики и химии оборудованы электропитанием.
Оборудование и приспособления в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека — информационный центр для учащихся, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из книг, журналов, газет, так и из Интернета.
Библиотека:
- наличие места для работы в библиотеке (читальный зал);
- наличие зоны читательских мест (4 места);
- количество мест, оборудованных компьютерами (2 места);
- виды каталогов:
• систематический (печатный);
• тематическая картотека периодических изданий (есть);
• картотека учебников (печатный вариант)
Книжный фонд библиотеки составляет- 13724 экз, в том числе:
- справочный материал - 65 экз
- учебные пособия – 1627 экз.
- художественная литература- 4296 экз.
- учебная литература – 7736 экз
Обеспеченность учебного процесса учебниками на учебный год
Обеспеченность учебниками (с учетом личных) в %:
1-4 классы - 100 %
5- 11 классы – 100 %
Обеспеченность учебниками библиотечного фонда школы в %:
1-4 классы – 100%
5-11 классы – 100 %
Итого с 1-11 классы – 100%
- наличие технических средств обучения, компьютеров, Интернет:
• компьютер –2 ; МФУ -1; сканер - 1
• подключение к локальной сети и сети интернет: 2
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации программы учебного предмета «Физическая культура» в школе имеется спортивный зал, на территории оборудована площадка для игровых видов спорта. Все объекты доступны для детей инвалидов и ОВЗ.
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудованы широкими проходами и дверными проемами, ширина которых не менее 90 см.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения и воспитания:
- словесные;
- визуальные;
- аудиальные;
- аудиовизуальные;
- средства автоматизации процесса обучения.
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, иностранному языку, начальным классам;
-карты по истории и географии;
-картины по русскому языку, литературе;
-портреты по всем учебным предметам;
-натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
-лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы: -микроскопы;
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальные центры.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
- телевизоры:
- мультимедийные проекторы.
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивные доски.
Словесные:
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- научно-популярная литература и т.п.
Информация о наличии специальных технических средств обучения и воспитания коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг - индивидуального обучения/обучения на дому.
Образовательный процесс реализуется для инвалидов и лиц с ОВЗ в полном объеме в соответствии с образовательной программой, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в здание обеспечивается через центральный вход. Вход обозначен соответствующей вывеской.
Входы на территорию представляет собой цельное асфальтовое покрытие без перепадов высоты, что позволяет лицам с ОВЗ беспрепятственно двигаться по территории учреждения. Широкие подъездные пути, в зимнее время очищаются от снега и наледи для доступности посещения учреждения.
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлены пандусы. Пандус достаточно пологий (10-12%), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса более 90 см., поручни (высота — 60 см), длина которых превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Двери открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу оборудован звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу отмечены желтым цветом. Лестницы оборудованы перилами. На входной двери имеется желтый круг. На стеклянных дверях помечены открывающиеся части.
Ширина дверных проемов внутри здания школы между боксами 150 см. и более. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании предусмотрен лифт.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени внутри школы, как и при входе, обозначены в яркие контрастные цвета (желтый цвет) и оборудованы перилами с обоих сторон.
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока МАОУ «Лицей №6» покрывают потребность обучающихся в двухразовом горячем питании горячий завтрак и обед за счет муниципальных средств (льготное питание) для малообеспеченных семей. |
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ практикуется (9 стол).
В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске составляет 1,1 м. Эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.
Специальные условия охраны здоровья
Здания МАОУ «Лицей №6» оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, внешним и внутренним видеонаблюдением, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. |
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора с ЧУЗ «Отделенческая больница на ст. Северобайкальск РЖД в Северобайкальске» медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет фельдшер.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Основными элементами информационно-образовательной среды являются:
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
- информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
- информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
- вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
- прикладные программы, в том числе поддерживающие внеурочную деятельность обучающихся.
Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:
- в учебной деятельности;
- во внеурочной деятельности;
- в исследовательской и проектной деятельности;
- в административной деятельности.
Доступ к сети Интернет на скорости 6 Мб/с по технологии FTTx обеспечен во всех учебных кабинетах школы, библиотеке, кабинетах служб сопровождения образовательного процесса. Все учебные компьютеры школы объединены в локальную сеть.
На каждом компьютере установлен комплект лицензионного либо свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения.
Доступ к информации сети Интернет контролируется учителем информатики, системным администратором, специальными программами-фильтрами.
На всех компьютерах, имеющих доступ в сеть Интернет установлена программа контент – фильтрации.
Информационно-образовательная среда МАОУ «Лицей №6», информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- реализации образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
- ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
- организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
- выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
- вывода информации на бумагу (печать);
- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет;
- поиска и получения информации;
- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
- создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования,
- художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- выпуска школьных печатных изданий.
Все указанные виды деятельности обеспечены расходными материалами.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Мультимедийные приложения к учебникам.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет (не используются).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие отсутствует.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует.